Исламские предпосылки в воспитании детей в школе — реферат

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нравственная основа воспитания народа Казахстана, основы нравственности в Исламе 6
1.1 Духовно-нравственное воспитание в системе образования Казахстана 6
1.2 Основы нравственного воспитания в Исламе 11
Глава 2. Возможности и особенности использования основ Ислама в процессе воспитания детей в школе 21
Заключение 25
Список литературы 26


Введение

Актуальной проблемой современного общества является поиск новых социально-нравственных ориентиров. Активную позицию духовно-нравственного воспитания годы занимает религия. Активно пропагандируя как само учение, так и включаясь в разнообразные социальные акции, религиозные организации, отдельные духовные деятели занимают важное место в системе общественного воспитания.
Вопросы использования религиозно-культурологических традиций как воспитательного средства поднимались в работах В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, З.Г.Нигматова, Я.И.Ханбикова и других. Каждая религия обладает определенным нравственным потенциалом. В нашем исследовании мы обратились к исламу.
В свете последних событий в мире, отражающих резкое обострение этнических, политических, экономических противоречий и несогласий между Западом и Востоком, а также связанных возрастанием проявлений экстремизма со стороны ряда представителей мусульманского мира, представляется особенно важным показать глубоко гуманную и нравственную ислама.
В настоящее время учебниках и учебных программах по педагогике и истории педагогики не отведено должного места освещению истории педагогики народов Востока, в частности, истории педагогической мысли народов мусульманских стран, в которой имеется богатый опыт воспитания. В связи с этим огромный интерес представляет исследование научно-педагогического наследия ведущих мыслителей, просветителей и писателей мусульманства.
Заметный вклад в исследование религии мусульман внесен такими учеными как М.Б. Пиотворский, З.И. Левин, P.P.Мавлютов, Б.Я. Шифдар и др. Ценным источником для исследования учения Ислама являются работы Е.А. Беляева, И.П. Петрушевского, Н.А. Смирнова, Л.И. Климовича, О. Сухаревой. В них содержится богатый фактический материал по истории возникновения течений и их место в структуре Ислама. Вопросы исламоведения глубоко изучены в работах известных зарубежных ученых: А.Меца, Р.Роузенталя, Монтгомери, А.Массе. Немаловажное значение в изучении Ислама как религиозной системы имеет монографии Г.Н. Керимова, в которой дан анализ и показана социальная сущность мусульманского учения в процессе его исторического развития.
Сегодня, когда учебные заведения вновь получили возможность осуществлять нравственное воспитание на основе изучения религии, перед педагогами-практиками встала задача: раскрыть исламские предпосылки в воспитании детей в школе. В общеобразовательных школах возникают кружки по изучению священных книг, открываются частные религиозные школы, где дети приобщаются к религиозной морали, развивают духовные и общечеловеческие нормы поведения.
Ислам - вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедует около 900 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах Ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и другие). В России последователи Ислама составляют вторую по численности этноконфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Татарстана, Башкортостана, республик Северного Кавказа. Ислам в Казахстане - самая распространённая религия среди верующего населения, мусульмане составляют 70,19% населения по переписи 2009 года.
Ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Мусульманские традиции воспитания включают в себя власть, основанную на любви; постепенное усиление самодисциплины и ответственности; родительское руководство, учитывающее интересы ребенка; уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи; разумные рамки поведения, и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях. Эта система существует более 14 веков.
Позитивные изменения в государственной политике в отношении религии, а также коренные перемены в образовательной сфере позволяют обсуждать широкий круг вопросов связанных с религиозным просвещением, нравственным воспитанием, осмыслением общечеловеческих ценностей. Поэтому проблема изучения роли ислама в нраственном воспитании детей является в настоящее время актуальной и требует изучения.
Тема работы: «Исламские предпосылки в воспитании детей в школе».
Цель исследования - выявить и охарактеризовать особенности нравственного воспитания детей на основе нравственных категорий ислама.

Комментарии: