Понятие о композиции риторического произведения — реферат

Содержание

Введение 3
1. Понятие о микротеме 4
2. Принципы построения основной части речи 6
3. Назначение и формы вступления и заключения 9
Заключение 14
Список литературы 15
Приложение 16


Введение

Академик Д. С. Лихачев советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума»
Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
Основу канона «расположение» составило учение о хрии, или о композиции речи. На базе учения о хрии возникли такие современные дисциплины, как учение о литературной композиции и теория композиции как часть теории текста.
Основных блоков структуры текста или речи насчитывается от трех (вступление – основная часть – заключение) до семи (вступление – определение темы с ее подразделениями – изложение – отступление – аргументация или доказательство собственного тезиса – опровержение – заключение). Целью работы является понятие о композиции риторического произведения
Задачи, решаемые в ходе работы.
1. Понятие о микротеме;
2. Принципы построения основной части речи;
3. Назначение и формы вступления и заключения.

1. Понятие о микротеме

Предмет изложения, то есть то, о чем сообщается в тексте, составляет его тему. В основе темы, как отмечает Е. И. Мотина, лежит элемент объективного мира — материальные объекты, процессы, явления или выработанные наукой понятия и категории. Раскрытие сущности явления, процесса или понятия, что непосредственно представляет собой задачу научного текста, требует выделения и описания отдельных содержательных характеристик объекта. Они составляют подтемы (микротемы) текста. Мотина определяет подтему как часть темы, которая отличается от последней либо более узким аспектом рассмотрения того же объекта, либо рассмотрением одной из частей данного объекта при сохранении общей направленности изучения.
Таким образом, совокупность темы и подтем представляет тематическую структуру текста. Соотношения темы с подтемами — это отношения целого и его частей, следовательно, тематическая структура текста будет иметь иерархическое строение.
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Смысловая завершенность выражается в том, что содержание текста посвящено одной теме. Раскрытие смыслового содержания текста осуществляется автором постепенно, путем деления темы на подтемы (микротемы), которые могут в объемных текстах могут оформляться отдельным абзацем.
Обычно микротему соотносят со сложным синтаксическим целым, существенным признаком которого, наряду с наличием внутренних грамматических связей, является тематическое единство; иначе говоря, микротема сложного синтаксического целого — это часть текста, отражающая какую-либо ее деталь, отдельный эпизод. Подтемой или микротемой нередко называют не только тему компонента текста, но и сам отрывок текста, который при таком рассмотрении соответствует одному пункту при составлении плана текста.

Комментарии: