Археологическая ценность памятников гончарного производства в русских городах — реферат

По основным приёмам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, необходимо выводить их некоторые общие сведения.
Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые. Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор. Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс. Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или её не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.
Итак, гончарное искусство – производство различных изделий из глины, получило распространение ещё в далёкой древности. Ведь глина была общедоступным материалом и для изготовления изделий требовались лишь терпение и определённые навыки, которые можно было развить с годами. Уже за несколько тысяч лет до нашей эры люди начали изготавливать различные фигуры и посуду из глины.
В России гончарное искусство также было одним из главнейших. Не зря во время археологических раскопок на месте древнерусских городов учёные находят множество осколков глиняных сосудов и других изделий из глины. Практически вся посуда на Руси вплоть до XX века изготавливалась из глины или дерева, ведь этих материалов было вполне достаточно. Примерно до X века нашей эры керамические изделия на Руси изготавливались вручную, причём их производство считалось уделом женщин. К глине для увеличения прочности и долговечности изделий, а также для более удобной их обработки примешивали такие материалы как песок, мелкие раковины, гранит, кварц, иногда даже осколки битой керамики и растения.

2. Археологическая ценность памятников гончарного производства в русских городах

В России гончарное искусство также было одним из главнейших. Не зря во время археологических раскопок на месте древнерусских городов учёные находят множество осколков глиняных сосудов и других изделий из глины. Практически вся посуда на Руси вплоть до XX века изготавливалась из глины или дерева, ведь этих материалов было вполне достаточно. Примерно до X века нашей эры керамические изделия на Руси изготавливались вручную, причём их производство считалось уделом женщин. К глине для увеличения прочности и долговечности изделий, а также для более удобной их обработки примешивали такие материалы как песок, мелкие раковины, гранит, кварц, иногда даже осколки битой керамики и растения.
Так как для улучшения качества обжига древнерусские гончары подбирали легкоплавкие сорта глин, наличие в составе которых окислов железа снижает температуру обжига, то определяющим условием при выборе глины являлась степень развития обжигающего устройства.
Подтверждают это предположение следующие наблюдении РЛ. Розенфельдта: «белоглиняная посуда не встречается, за редким исключением, среди деревенской древнерусской керамики; температурный режим обжига из-за сильной теплоотдачи выше в больших горнах, характерных для крупных населенных пунктов» . Однако исследователь не обратил внимания на взаимосвязь этих двух наблюдений и выделил в качестве причины появления белоглиняной посуды постоянный и устойчивый спрос у населения на дорогую и нарядную керамику. Представляется более вероятным, что именно развитие обжигающих устройств послужило причиной перехода от менее качественных сильно ожелезненных глин с температурой обжига 500-600°С к беложгущимся с температурой обжига 700-1000°С. Иными словами, белоглиняная посуда не могла производиться в небольших малоэффективных обжигающих устройствах, низкий коэффициент полезного действия которых или не обеспечивал достижения и поддержания достаточной температуры обжига изделий из беложгущейся глины, или требовал для этого больших трудозатрат (топлива), что значительно повышало их стоимость и не позволяло конкурировать с посудой, сформованной из ожелезненной глины, ― как в натуральном, так и в товарном производствах.
Выбор гончаром технологии конструирования из составленной формовочной массы полого тела ограничен степенью пластичности массы. Так как гончарные глины после очистки и добавки твердых примесей имеют различную пластичность в силу естественной засоренности, зернистости, а также различного количества примесей (впрочем, в ряде случаев исследователи констатируют использование формовочной массы без искусственных добавок ― видимо, природная глина уже содержала в своем составе необходимое количество неглинистых веществ), то и технологии формовки, которые могли быть применены, также различны. Низкопластичные гончарные массы ограничивают возможности формовки техникой налепа. Чем выше качество глин, т.е. чем выше их пластичность, тем разнообразнее технологические приемы формовки.
Свое отражение пластичность массы, в частности, нашла в вариантах соединения донной части сосуда и круга. Отсутствие на донце гончарного сосуда отпечатков подсыпки или следов среза означает, что формовочная масса, из которой он изготовлен, не обладала высокой степенью вязкости и не требовала изоляции от поверхности медленновращающегося круга при помощи неглинистого материала, преследовавшей две цели: крепление сосуда во время формовки и снятие его с круга без повреждений. По всей видимости, уровень развития круга, а точнее, скорость его вращения, соответствовал уровню развития технологии приготовления формовочных масс и отсутствие следов подсыпок и среза на донцах изделий относится к начальному этапу освоения гончарного круга. Подобная раннекруговая керамика встречается в материалах раскопок памятников IX―X вв.

Комментарии: