Изучение формирования голоса у старших детей — реферат

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.1 Понятие голоса, его основные характеристики


Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др.
Разнообразие звуков человеческого голоса является следствием изменения во времени только трех важнейших акустических параметров звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра – соответственно высоты, силы и тембра звука. Именно эти три характеристики голоса выделяются в качестве основных большинством исследователей: Л.В. Нейманом, О.В. Правдиной, С.Л. Таптаповой, Е.В. Лавровой.
Однако, большинство авторов помимо силы, высоты и тембра выделяют и другие характеристики голоса. Так, например, Правдина О.В., Ивановская Ф.А. выделяют такое свойство звука, как длительность звучания, понимая под этим умение вести речь в различных темпах. Г.Ф. Назарова включает в характеристики звука диапазон, то есть количество тонов, которое дает голос.
Е.В. Лаврова, Д. Вильсон рассматривают наряду с основными характеристиками явление резонанса. Причем, Е.В. Лаврова акцентирует внимание на головном и грудном резонансе, а Д. Вильсон указывает на соотношение носового и ротового резонанса.
Основываясь на данных названных выше исследователей, подробнее остановимся на рассмотрении таких характеристик голоса, как:
- высота основного тона,
- сила голоса,
- тембр (модуляция голоса),
- ритмико-мелодико-интонационная сторона,
- чистота звучания голоса.
Важную роль в голосообразовании играет речевое дыхание.
Высота звука определяется частотой колебательных движений: чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше звук. Местом, где зарождается звук, является гортань - голосовые складки человека. Высота тона зависит от того, сколько смыканий и размыканий осуществляют складки в процессе своих колебаний и сколько, соответственно, порций сгущенного подскладочного воздуха они пропустят. Высота голоса определяется размером и напряжением колеблющегося тела (голосовых складок).
Силу звука, или уровень звукового давления, измеряют в децибелах (дБ). Различают два понятия: «интенсивность» - характеристика уровня звукового давления, продуцируемого говорящим, и «громкость» - субъективное восприятие колебательных движений, их суммационной амплитуды слушающим речь. Амплитуда - размах колебательного движения, который не зависит от его частоты [44].
Во время выдоха голосовые складки сближаются, создают преграду выдыхаемому воздуху, который и приводит их в движение, в результате чего они начинают колебаться. Сила звука голоса так же, как и его высота, возрастает с увеличением подскладочного давления в гортани. Чем с большим напором прорываются сквозь голосовую щель порции воздуха, тем выше энергия, которую они несут, больше степень сгущения и следующего за ним разрежения, т.е. сильнее амплитуда колебания частиц воздуха и, соответственно, их давление на барабанную перепонку. Повышенное подскладочное давление служит тем энергетическим резервуаром, который питает возникающую звуковую энергию. Однако только небольшая часть энергии подскладочного давления переходит в звук. Голосовые складки в этом случае играют роль периодически открывающегося со звуковой частотою крана, выпускающего в ротоглоточный канал порции сжатого воздуха. Кроме того, мышцы гортани вместе с мышцами, участвующими в выдохе, определяют повышение подскладочного давления. В конечном итоге акустическая энергия звука гортани есть результат работы дыхательных и гортанных мышц. В дальнейшем эта звуковая энергия только растрачивается и никогда не увеличивается. При образовании гласных звуков и звонких согласных голосовые складки смыкаются, в результате чего разница подскладкового и надскладкового давления больше, чем при образовании глухих согласных звуков, когда голосовые складки только сближаются, как и при шепотной фонации, продуцируемый звук во втором случае имеет меньшую интенсивность.
Сила звуковых волн, возникших в результате колебаний голосовых складок, затем быстро убывает. Коэффициент полезного действия голосового аппарата очень мал. Основная часть энергии поглощается внутри организма, вызывая вибрацию тканей головы, шеи, груди. Поскольку коэффициент полезного действия голосового аппарата мал, большое значение приобретают все механизмы, которые могут его повысить. В этой связи постановка голоса предполагает формирование и развитие его природных качеств.
Наиболее сложным параметром голоса является его тембр, или индивидуальная окраска. Музыкальные тоны, как и большинство окружающих нас звуков, - тоны сложные, состоящие из многих колебаний разной частоты и силы. В сложном звуке различают основной тон, определяющий высоту звучания сложного звука, и частичные тоны, или обертоны, сумма звучания которых создает совершенно индивидуальный тембр. Тональность голоса определяется основным тоном, тембр совокупностью силы и высоты голоса, тонов и шумов, возникающих в процессе фонации. Окончательное оформление тембра голоса происходит в резонаторах.
Резонатор, с точки зрения акустики, - полость, имеющая определенные физические характеристики (Л.Б. Дмитриев). Высота звука зависит от объема воздуха, формы резонатора и размеров выходного отверстия; она называется собственной высотой резонатора. Чем меньше объем резонатора, тем выше его собственный тон; чем меньше выходное отверстие, тем ниже собственный тон [16].

Комментарии: